Мы уже писали о том, как выбрать нитки для вышивки крестиком, однако, кроме ниток, обратить пристальное внимание придется еще и на канву и иголки, от которых качество работы будет зависеть в не меньшей степени.
Как выбрать материал для вышивки крестиком
Канва
Существует два основных типа ткани для вышивки крестиком. Это Aida или Blockweave, где квадратики видны, и Evenweave, то есть ткань равномерного плетения. Большинство вышивальщиц, естественно, начинает с канвы Aida, начнем с нее и мы.
Канва Aida — это, как правило, хлопковая ткань специфического плетения «квадратиками». Но может быть и не хлопковая, а льняная, смесовая и даже с добавлением синтетики. Существуют и такие варианты, как пластиковая (используется для создания трехмерных вышитых работ и всякого рода подвесных вышивок) и растворимая (для вышивания мотивов на одежде или аксессуарах). Количество крестиков, которое умещается на одном дюйме (2,54 см), соответствует так называемому «каунту» (т.е. номеру) канвы. Чем меньше номер, тем крупнее будет крестик и, соответственно, вышивка.
Основные каунты канвы Aida:
Номер | Крестики в 10 см | Крестиков в 1 см |
---|---|---|
Aida 11 | 43 | 4,3 |
Aida 14 | 55 | 5,5 |
Aida 16 | 63 | 6,3 |
Aida 18 | 71 | 7,1 |
Aida 22 | 87 | 8,7 |
Самые распространенные каунты: 14, 16 и 18, 20. 22-й каунт лично я у нас в магазинах не встречала. Есть еще крупная Aida 8, «детская канва», которой взрослые вышивальщицы обычно пренебрегают.
Как рассчитать размер канвы по вышивальной схеме
Если в схеме указано количество крестиков, то берете эту цифру для длинной стороны работы и делите на цифру из третьего столбца в строке вашего каунта. Получится чистое количество сантиметров — размер самой вышивки. Не забываем прибавлять поля — 5-10 см с каждой стороны.
Например, в паспорте работы указано 158×69 крестиков. Мы решили работать на 18 каунте. Берем 158 и делим на 7,1. Чистая длина вышивки — 22,3 см плюс 8 см с каждой стороны — итого ширина полотна должна составлять 38,3 см (округлим до 40).
Совет первый: Не стоит считать по узкой стороне вышивки. На вышеприведенном примере, 158×69 крестиков, мы берем ИМЕННО 158 в расчет. В противном случае есть все шансы промахнуться и купить кусок меньшего размера (у меня такое бывало).
Канва продается в рулонах и нарезается, либо же продается кусками («отрезами») в индивидуальных упаковках. Если вы планируете один проект на конкретном цвете канвы и каунте, лучше купить отрез в упаковке. Если же вы привыкли к определенному каунту и типу канвы, проще отрезать ее от рулона про запас. Мой печальный опыт показывает, что покупать длинный отрез канвы стоит, только если она белого цвета и 14-го каунта, потому что никому не известно, когда я использую весь свой рулон желтой канвы.
Два производителя канвы лидируют на российском рынке: уже известная нам по мулине французская компания DMC и немецкая фирма Zweigart. Немецкую канву найти намного проще и выбор по типам, каунтам и оттенкам будет больше. Были бы деньги. От 250 рублей сейчас стоит отрез 50×55, цены же за метр (у обоих производителей стандартная ширина полотна 110 см, то есть общая площадь полотна 100×110 см) варьируются от 700 до 2000 рублей.
Немногим хуже качество у канвы производства «Гамма» и «РТО». «РТО» продается в основном в отрезах, в упаковке с женскими именами. Канва внутри — польская, некоторые называют ее по традиции «венгеркой» (что-то там произошло с переносом производства). Намного хуже качество белорусской канвы и прочих неизвестных аналогов.
Совет второй: при покупке канвы осмотрим ее на предмет мелких и крупных недостатков. К таковым относятся: наличие узелков, утолщений и неровностей, небольшие пятна, явная деформация ткани («край поехал — крестик поедет», отцентровать работу будет трудно) и «слипшиеся крестики» (это когда дырочки не видны).
На канве можно и нужно разумно экономить. Важен не столько производитель, сколько внешние и тактильные характеристики полотна. Лично я спокойно заменяю Zweigart на «Гамму» во всех случаях полного заполнения фона или при отшивке небольших работ «на один вечер».
Совет третий: учитываем насколько сильно канва накрахмалена. Все ткани для вышивки проходят обработку, но вот степень жесткости ткани бывает разная. За идеал берем вариант Zweigart. Для небольших проектов, вышиваемых без пялец, высокая жесткость ткани бывает полезна, но для крупных работ (30×40 см и более) с незаполненными участками или смешанными техниками креста (полный, полукрест, обводка итд) жесткая канва не подходит. При закреплении в пяльцах канва «запомнит» деформацию. И эта деформация может сохраниться даже после стирки изделия. Раз уж мы заговорили о деформации работы на пяльцах, сразу скажем и два слова о том, как с ней бороться.
Варианты работы на пяльцах:
- не пользоваться пяльцами. Можно, например, скатывать канву в рулон, удобно ложащийся в руку.
- компромисс: использовать рамки — от деревянных до пластиковых сборных, которые меньше портят ткань, чем пяльцы.
- грамотный подбор пялец. Берем только дерево (до недавнего времени только «Klass&Gessmann», теперь есть и «Гамма»). Перед защелкиванием обматываем нижнюю половинку пялец тонкой тканью. Лично я использовала кромку от самой канвы. И, конечно же, как только закончили вышивать и собираетесь прерваться, ткань желательно сразу же освободить из пялец.
Жесткость канвы влияет и на мулине, его натяжение и гладкость, — чем жестче канва, тем быстрее портится нить. С канвой есть еще одна проблема, и у моих вышивающих друзей я ее наблюдаю постоянно. Вышивка по канве на пяльцах требует больших физических усилий, нежели вышивка по полотну.
Полотно
Многих расстраивает результат первых работ на полотне, потому что, привыкнув с силой продевать иглу и продергивать нить, они работают на полотне так же. В итоге, работа оказывается вся в дырках. Отчасти из-за этого вышивка на полотне равномерного переплетения (evenweave) совсем не так популярна в России, как в остальном мире. Хотя логичнее предположить, что основные причины — труднодобываемость и высокая цена (DMC и Zweigart — основные поставщики в этом сегменте). Однажды я напишу женскую версию «Улисса» про поиск нужного куска тряпки для дизайна Marjolein Bastin, с ночами в интернете, блужданиями по городу и встречами с малознакомыми людьми из ордена иголки.
Итак, полотно — это дорого, трудоемко, малодоступно… Но есть тысячи проектов, которые никогда не будут выглядеть по-настоящему хорошо на канве. В целом полотно считается более эстетически привлекательным, чем канва, и пустые участки, не заполненные рисунком, являются такой же частью дизайна, как и сама вышивка, которая на полотне выглядит часто объемнее.
Для каких работ имеет смысл отдать предпочтение полотну:
- на полотне прекрасно смотрятся схемы винтажных сэмплеров
- дизайны в стиле кантри, которые странно смотрятся даже на бежевой Аиде
- большие, сложные, элегантные схемы, особенно на ботанические темы
- если вы делаете что-то практичное (скатерть, салфетку, полотенце), то я очень не завидую тем гостям, которым придется вытираться полотенцем из канвы Aida: она никогда до конца не потеряет свою жесткость.
- если в вашем проекте море бэкстича (обводки) или крестика в три четверти, берите полотно и не мучайтесь! Вы почувствуете такую колоссальную разницу — то, что на канве было пыткой, на полотне станет почти отдыхом. Кстати, тут вы можете разнообразить и саму технику вышивки — скажем, шить на одной стороне, т.е. вводить иглу на задник работы и выводить ее обратно одним быстрым движением.
Совет: когда вышиваем на полотне, мы не протыкаем, а скорее раздвигаем нити полотна. Причем мы захватываем две нити основы на один крестик. Звучит страшно, но на практике считать приходится только первый ряд, дальше считать не придется.
Я не буду подробно описывать все виды полотна равномерного переплетения, ибо имя им легион. Разнообразие составов (чаще всего лен, хлопок и смесовые), оттенков (до 40 оттенков на один тип), характеристик плотности и накрахмаленности у полотна невероятные. А выбор чаще всего определяется все равно на ощупь и индивидуальные ощущения от полотна. Скажу только, что два самых распространенных типа полотна: Lugana (смесовая, в основе хлопок) и Cachel (лен), обе от Zweigart, чаще всего встречаются в каунте 28. Что означает 28 нитей переплетения на один дюйм и примерно соответствует 14 каунту Aida. Расчет размеров вышивки идет по тому же принципу, что и расчет на обычной канве. Но чаще всего он просто не нужен, производители схем и наборов обычно предпочитают указывать сами необходимый размер отреза.
Совет: многие вышивальщицы заранее разбивают ткань на квадраты 10 клеточек на 10 клеточек. Это значительно ускоряет дальнейший процесс вышивки и позволяет работать сразу с несколькими участками. Лично я всегда боюсь ошибиться и обнаружить несовпадение слишком поздно и предпочитаю вышивать от одного центра, постепенно добавляя участки со всех сторон.
Иглы
Существует много маркетинговых уловок, подталкивающих клиента к лишним тратам (например, золотое напыление на иголках, которые якобы меньше окисляются и легче проходят через ткань). Может, и проходят, но я разницы не замечаю. Иглы — это такой расходный материал, которого все равно надо много. Во-первых, на больших работах удобно работать «парковкой», когда на канве параллельно ведется работа несколькими цветами и иглами, а во-вторых, все равно иголки будут ломаться и теряться (особенно теряться).
Единственное, что я для себя вывела с годами — какой иглой я начинаю работу, такой должна и закончить; вроде бы покупаешь тот же самый номер иглы, а ощущения уже не те!
Практически все остальные приспособления для вышивания маркетинг чистой воды. Бесполезные косточки для хранения мулине, ножницы «цапельки» (обычные старые маникюрные справляются также), «профессиональные» напольные рамы для вышивания, которые так любят складываться на зазевавшуюся вышивальщицу, коробки для рукоделия и т. д. Но никто не может отобрать у женщины право на коробку для рукоделия, наполненную этими приспособлениями! Особенно в том ограниченном пространстве, которое у нас называется «уголок для хобби». Сама я — гордая владелица четырех коробок и могу сказать, что я никогда не помню, где у меня что лежит. Гораздо практичнее оказались обычные обувные коробки в сочетании со стикерами, где можно все подробно расписать. Рукодельные аксессуары красивы и иногда полезны, но от хаоса, увы, рукодельницу не защитит ничто.
И может быть, борьба с хаосом — один из главных стимулов вышивальщицы. Вот, собственными руками из хаоса цветных клеток схемы, кусочка ткани и гор ниток мы создаем новую вещь. Удачи нам всем и надеюсь, мои рекомендации вам пригодятся.