В куклы играют только дети? Как бы не так! О своем удивительном творчестве, которое стало главным делом жизни, нашему порталу рассказал удивительный мастер-кукольник, работы которого можно найти по всему миру, и просто человек, влюбленный в свое дело, Лиза Бабенко. Предоставим слово самому мастеру.
Рассказывать про себя всегда немного странно. Очень сложно не скатиться в суровый официоз вроде — родилась там-то, училась тому-то, достигла того-то или не достигла.. Но с другой стороны, все начинается с каких-то вещей, с какого-то момента в жизни. Мое нынешнее занятие пошло родом из детства — чему тут удивляться, я мастер-кукольник. Конечно, в детстве я и играла и лепила, но в детстве мы вообще получаем радость и удовольствие от простых вещей: прогулки, рисования, игры.
Сложности начинаются, когда мы становимся взрослыми, а детстве все очень просто, ты предпочитаешь заниматься тем, чем хочется, ведь дети не будут тратить время на дурацкие и неинтересные занятия. И это такая потрясающая честность, которую сложно допускать в более взрослом возрасте. Поэтому многие творческие люди, как мне кажется, стараются поймать и вернуть этот чистый кайф из детства, отыскать глубоко в себе ту самую честность. По крайней мере, у меня это так. Потому, если меня кто-то спросит, зачем я вообще занимаюсь куклами, то, прежде всего, я отвечу, что мне это доставляет удовольствие.
Мне больше всего нравится именно лепить. С нуля. Руками. Чувствовать материал, смотреть, как рождается лицо, тело. Стругать, налепливать новые кусочки… И только потом уже будет все остальное — материальное вознаграждение за труд, талант, умение, время.
Я понимаю, что даже если бы не было Интернета и моих кукол некому было бы показывать, я бы все равно лепила. Ну и еще бы рисовала. Впрочем, в кукольном деле и это пригождается — роспись лиц требует твердой руки и умения обращаться с цветом и красками, пастелью.
Начав профессионально заниматься куклами, мне пришлось освоить несколько профессий. То есть я не просто скульптор или человек, который умеет лепить человеческую и не только фигуру и лица. Я еще и визажист, и постижер. И обувных дел мастер. Туфли я леплю. Тоже с удовольствием, это отдельный дзен для меня. Увы и ах, единственное, чему я не научилась, это шитье. Одежду я могу слепить. Запросто! Но работать с тканью — это отдельная тема. Потому я обращаюсь за помощью к мастерам, которым это хорошо удается и они помогают мне в работе надо образом и воплощают задумки.
Помимо прочего, мне бы не хотелось, чтобы мое занятие определяли как «кукольное ремесло». Мне все же хотелось бы, чтобы к моим куклам относились как к скульптурам, но подвижным. Я не люблю упрощения, но люблю высокую детализацию и миниатюру. Потому, в свое время, выбрала небольшой формат для своих работ, но и отказалась от обобщения, большой стилизации. Мне нравится лепить кукло-людей — эти объемы, детали, изгибы. Это так красиво. Как можно что-то упускать или упрощать?
Я действительно считаю, что человеческое тело прекрасно. Красота, на мой взгляд, может быть разной и часто это нужно разглядеть и суметь показать другим.
Начинала я, конечно, с воплощения своих представлений о красоте и лепила фигуры, которые, на тот момент, казались мне наиболее привлекательными. Так появились на свет несколько кукольных серий — Belle Petite (чье производство, правда, уже закрыто), Top Model и Femme Fatale. Бель петит — ладная молодая женщина — невысокая, с округлыми линиями, что-то среднее между подростком и взрослой, сформировавшейся леди.
Коллекция кукол Бель петит
Топ модель — мое представление о том, как должна выглядеть идеальная модель — высокая, тонкокостная, изящная, с небольшой грудью, длинными, красивой формы, ногами, с тонкой талией, острыми ключицами и выпирающими тазовыми косточками, узкими запястьями и щиколотками.
Коллекция кукол Топ модель
Фам фаталь — шикарная взрослая дама с красивой формой груди, покатыми плечами, осиной талией и крутыми бедрами. Она вся такая плавная и волнующая — воплощение роковой женщины в моем представлении. Кстати, у последний больше поклонников среди коллекционеров мужчин.
Коллекция кукол Фам фаталь
В планах у меня воплощение и других женских типажей, возможно. Не таких однозначных, но, надеюсь, мне хватит терпения и интереса довести до ума все задумки.
Красоту мужского тела я смогла оценить не сразу. Все же, я девушка, женское мне ближе, роднее. В конце концов — подошла к зеркалу, посмотрела, что и как. У мужчин все другое, это как учить иностранный язык. Сейчас в работе сразу 2 мужских тела и уже в планах 3-е.
Многие считают, что куклы — это чудачество. Я могу понять такое мнение, все же это не предмет первой необходимости. Не еда, не одежда, скорее это то, что питает наши эмоциональные потребности, ту же жажду доступного прекрасного — протяни руку, и оно с тобой.
Смена кукольных эмоций
Я отношу своих кукол к искусству, но контактному. Которое можно взять в руки, рассмотреть, погнуть, потрогать, переодеть даже сменить эмоцию. Процесс игры ведь тоже творческое действо. Играя, ты являешься со-творцом. И это тоже доставляет удовольствие. А кому-то нравится просто созерцать. Красивая кукла ведь тоже украшение, и не только дома, но и мыслей.
Именно поэтому я как-то сразу увлеклась работой именно с шарнирными куклами. Я почти не делала статику. Ну, разве что, несколько статуэток — воплотила героев из своих историй про девочку-ведьмочку. Пожалуй, они единственные, у кого не было шарнирных сочленений. На их примере я училась лепить. Знакомилась с материалом, подбирала инструменты.
А потом сразу же занялась шарнирной куклой. Я уже так много раз повторяла это слово, но так и не пояснила его. Основная особенность шарнирных кукол в том, что они могут менять позы, благодаря наличию шарнирных сочленений, практически повторять радиус движений человека. Но тут нужно оговориться — это во многом зависит от таланта художника и того, хороший ли он инженер — сумел ли разработать хорошие шарниры, позволяющие кукле принимать красивые и естественные позы. А также это во многом зависит от задач — нужна ли кукле сверхподвижность или можно обойтись простыми, традиционными решениями изготовления шарниров. У меня, к примеру, есть несколько ноу-хау — шарнирных решений, которыми я горжусь, когда сам шарнир практически не видно, но кукла при этом может сидеть на корточках.
В целом, все мои куклы можно разделить на 2 основные категории — базовые и фулстеные. При заказе базовых кукол покупатели выбирают сами макияж, цвет волос, тип тела, лицо, жесты кистей рук и тип стопы — под каблук, пуанты или просто плоские. То есть, формируют куклу по своему вкусу.
С фулсетными все немного по-другому. Это коллекционные куклы со своей историей. В этом случае, история рождается сама или во время работы над куклой, обрастает деталями. У этой куклы уже есть характер, образ. Она является законченным арт-объектом, у нее есть наряд, состоящий из большого количества деталей, соответствующая образу прическа, туфли, сертификат. Такие куклы единственные в своем роде. Теоретически, их тоже можно раздеть, но не думаю, что поднимется рука.. Тем не менее, даже с ними можно играть, при желании, только очень осторожно и бережно.
Вот, к примеру, последняя моя коллекция: Мистическая семья. Каждому героя я пишу по кусочку романа, как бы посвящаю главу, рассказываю его историю. Несмотря на это, все герои взаимодействуют между собой в той или иной степени, потому на выставке было важно расположить их в определенном порядке, демонстрируя, кто кем кому является. Граф располагался в кресле и держал за руку жену. Стоявшая рядом с ним графиня приобнимала их дочь Аннабель, что сидела рядом на высоком пуфе.. Чуть поотдаль стояли, обнявшись, 2 сестры, Инсомния и Амнезия, самые важные люди друг для друга. Все они словно собрались для парадного семейного портрета, позируют то ли фотографу, то ли художнику.
По контрасту с мистическими истории кукольного семейства, сейчас я работаю скорее над детским проектом: леплю шарнирного пупса со вставными глазами. Тем не менее, малышка будет вполне в моем стиле, однако более радостной и позитивной по настроению.
Как видите, куклы — это целый мир, открытый не только детям, но и взрослым, и способный привнести в нашу повседневную жизнь красоту, фантазию и вдохновение.