Какие существуют методы определения наилучшего угла наклона движка моторной лодки
Порой любители морских прогулок, приобретающие лодки разочаровываются в своей покупке. Ведь, возможно, мечта всей жизни в один миг приобретает все признаки кошмара, по причине того, что при эксплуатации, а именно, наборе скорости становится крайне неуправляемой и все время стремится зарыться носом в воду, ну просто морской страус, ей-богу!
Растерянные и огорченные владельцы с недоумением смотрят в глаза продавцу, когда тот задает вопросы об изменении наклона двигателя и переключателя привода. И вот, с вашего, точнее, с позволения владельца бывалые водители лодок уже рассекают морскую гладь, с гордо поднятым носом катера. Так в чем же причины? Почему у них катер скользит, словная молодая фигуристка, а у меня стремится уткнуться в волну? На каждую ситуацию найдется свое решение.
Угол наклона движка — очень значимая характеристика. Ведь для получения максимально возможных показателей судна, угол должен быть правильно скорректирован, для того, чтобы пластина антикавитации находилась параллельно водной глади во время его движения при максимальной мощности двигателя.
Немаловажным аспектом на некоторых лодках является давление воздуха в баллонах, в том числе, и у тех, чьи баллоны выступают назад. У данной модели лодок концы баллонов считаются ограничивающим фактором, который снижает эффект от подъема мотора.
Для регулирования уровня поднятия мотора достаточно переключить кнопку регулировки. А с увеличением угла наклона между транцем и мотором, нос лодки поднимается, и опускается при приближении ноги мотора к транцу.
Порой на лодках с маленькой мощностью довольно непросто вывести судно на ровный киль, что является настоящей дилеммой всех владельцев катеров с мотором малой мощности, предназначенных для плавания в открытом море.
При отсутствии регулятора наклона движка, стоит попросить пассажиров и экипаж проследовать к носу. А еще вывести катер с мотором на ровный киль можно при помощи привода.
В тихую погоду, при поднятии мотора нос лодки станет подниматься, и когда он поднимется над водной гладью довольно высоко, катер сможет показать себя во всей красе. Это обуславливается уменьшением сопротивления воды, что ведет к возрастанию скорости без участия регулятора газа, и поднятие оборотов винта от 2 до 3 сотен в минуту вам гарантировано.
Не рекомендуется слишком высоко поднимать ногу мотора, иначе винт будет выскакивать из воды и захватывать воздух, а его работа будет сродни работе вентилятора. В данной ситуации следует снизить уровень наклона движка касательно транца.
Если подъем слишком велик, яхта, лодка или катер становится в движении неуверенной и начинает вилять по сторонам. При опущении мотора, следует быть предельно сконцентрированным, в противном случае, экипаж может внезапно кинуть вперед из- за экстренных торможений и рывков.
При совершении резкого маневра с поднятым мотором, обязательно предупредите экипаж, и обернитесь, чуть сбавив скорость — удостоверьтесь, что лодка не крутанулась на транце. Ни в коем случае не скидывайте скорость резко – днище устремится в воду и в резком повороте лодка ляжет на бок! Управляющий катером обязан контролировать это и в случае опасности дать сигнал пассажирам.
А для морских прогулок создан дистанционный привод контроля наклона двигателя лодки. Идя по волнам, потрудитесь оглянуться назад и увидеть пенную дорожку за лодкой. Будьте предельно осторожны, весь риск состоит в том, что есть вероятность скользнуть и упасть в образовавшуюся между волнами яму, и вполне возможно следующая волна молниеносно накроет вас с головой!
В другом случае, когда лодка носом попадает в волну, которая уходит, ход очень замедляется, в то время как винт все продолжает, что есть силы двигать судно вперед, ее разворачивает бортом к волне, и накрывает с головой. В «лучшем» варианте лодка будет подхатоплена, в худшем — есть вероятность и вовсе перевернуться. Предотвращение роковых событий следует осуществить поднятием носа лодки. На приличной скорости судно ляжет на кормовую 1/4 длины дна, что обеспечит скоростное передвижение по воде.
Ну, а если же погода и вовсе ненастная, и надвигается шторм, тысячу раз подумайте – а целесообразно ли вы ходить в море сейчас? Нужен ли этот риск? Получится ли правильно двигаться под нужным углом навстречу волнам?
Тяжелые четырехтактники современности в разы утяжелили транцы, и компенсировать неверный баланс лодки посредством изменения угла наклона ноги мотора относительно транца невозможно. Примите к сведению, что двойные фермы, установленные на корме лишь увеличивают вес той части моторки, которую по- хорошему перегружать не стоит.
А банки на корме в виде сидений вместе со всей стойкой контроля и управления, расположенной ближе к корме – лишние нервы для любого экипажа. Абсолютно любой, даже самый замечательный катер с хорошими мореходными характеристиками, не сможет хорошо пройтись по морю, если разместить ему на корме ряд сидений.
Лодки, в средиземноморском стиле, — довольно опасная вещь, ведь что может быть хуже дисбаланса весовки по всей длине лодки или катера? Как показывают обкатки английских лодок, в тихих водах они отличались спокойствием, но стоило выйти им в роли парома, что доставляет пассажиров с причала до яхты и наоборот, с учетом размещения оных на кормовых сидениях, где по совместительству находилось и рулевое управление – и тут же судно становилось плохо управляемым и просто опасным в эксплуатации.
Распределение загрузки судна. Ситуации. Решения.
Возможности вашей лодки можно повысить, если достаточно грамотно распределить людей и груз на борту. Рассмотрим ситуации, когда:
Груз смещен к носу
- Устойчивость хода судна по волнам значительно увеличивается.
- Ход сглаживается.
- При перегрузе судно может вести по сторонам.
Груз смещен к корме
- Хлопанье о мелкую волну носом катера.
- Общий рост скоростных характеристик лодки.
- При перегрузке моторка скачет «дельфином» по волнам.
Определение лучшего угла наклона двигателя моторной лодки
Проблемы распределения веса зачастую помогает разрешить регулировка угла наклона движка, с учетом его мощностных характеристик. При всем при том перевозка пассажиров будет более безопасной, если разместить их в носу катера. В идеальном варианте на прогулку или рыбалку выходить на водную гладь стоит все же на полностью сбалансированном по весовой нагрузке судне.
Изменение угла наклона движка при его достаточной мощности, чаще всего решает проблему распределения веса по длине. Однако, лучше все же пассажиров переразместить в носовой часть лодки. Если же море не очень спокойно, то нужно уведомить пассажиров о том, что на корме брызг больше, и шанс быть промокшим насквозь велик, и лучше провести свое путешествие на сиденьях, расположенных на носу судна.
Обладателям крейсерской яхты тоже не грех будет подумать о правильном балансировании, и прислушаться к советам, приведенным выше. Что бы прибавить устойчивости, можно перенести такелаж, канистры с бензином в нос лодки, хотя тут тоже рекомендуется не переусердствовать.
Благодаря возможности регулировки угла наклона двигателя относительно транца, скорость судна с мощным движком возможно поднять за счет опять же поднятия носа вашего судна. Это решение, совмещающее настройку и изменение угла наклона и балансирование лодки или катера по весовой нагрузке, является более желательным и лучшим, нежели манипуляции с уровнем газа, где при даже незначительном изменении скорости движения судна, угол наклона движка будет необходимо постоянно корректировать.
Безусловно, для выбора наилучшего сочетания угла наклона движка и центровки груза лодки, нужно не только учитывать состояние воды, но и достаточный опыт, приобретенный за много лет эксплуатации лодки или катера с мотором в различных условиях.
Важно запомнить, что значительно увеличить возможности судна, а так же повысить его экономичность (согласитесь, что немаловажно) поможет подборка качественного и винта, оптимального по своим характеристикам для данной моторки и, естественно, правильная регулировка расположения движка на транце. Не поленитесь приложить немного усилий, и потратьте определенное количество времени для изучения инструкции и аккуратной установке движка моторной лодки.