Изготовление поделок из тополиного пуха или ваты — редкий вид творчества. Эта техника относится к разделу флористики. Художники-флористы давно используют природный материал вместо красок. Из пуха тополя, ивы, хлопка и других растений мастера создают удивительные картины. Портреты и пейзажи, сделанные из этого материала на высоком профессиональном уровне, практически не отличаются от чёрно-белых фотографий.
Если пух не всегда имеется у нас под рукой (к тому же у некоторых людей на него может быть аллергическая реакция), то вата, специально подготовленная для таких занятий, вполне подойдёт в качестве заменителя пуха. Работая с этим материалом, не обязательно уметь рисовать, так как эта техника предполагает работу с калькой. Тем не менее, эти занятия развивают художественные способности, прививают любовь к труду, аккуратность, способствуют развитию мелкой моторики рук.
Материалы и инструменты
Поделки выполняются из специально подготовленной ваты на бархатной бумаге, поэтому клей в них не используют: пушинки легко прилипают к данному материалу и держатся на нём. Брать резаную вату и накладывать её на основу лучше с помощью пинцета. Чтобы отрезать жгут из ваты, пригодятся ножницы. Также необходимо иметь кальку, скрепки и переводную бумагу. Для вырезания деталей из кальки понадобится канцелярский нож. Готовую работу желательно оформить, поместив в рамку под стекло.
Подготовка ваты
Правильно подготовленный материал — залог успешной работы. Приобретая вату, обратите внимание на то, чтобы это был 100-процентный хлопок. Так как вата в таких работах используется в качестве заменителя тополиного пуха, необходимо добиться соответствующей длины ворса. Для этого берётся небольшой кусочек ваты и очень мелко режется ножницами в разных направлениях. Измельчённая вата должна напоминать пух тополя. Положите готовый материал в коробочку, откуда вы будете брать её по мере необходимости.
Для изображения деревьев, контуров предметов и мелких деталей, могут понадобиться жгутики. Их делают из обычной, цельной, ваты, вытаскивая волокна и свивая верёвочкой. Толщина и длина жгутика зависит от того, где и как он будет использоваться.
Заготовка тополиного пуха
Пух собирается с середины мая до конца июня (в зависимости от региона и погодных условий) в сухую погоду, когда цветут тополя. Лучше собирать свисающие, полураскрытые серёжки. Собранный пух досушивают в закрытой (но не наглухо) картонной коробке в тёплом месте. Когда пух окончательно высохнет, он распушится ещё больше. Тогда его надо собрать в комок и положить в полиэтиленовый пакет. В таком виде он может храниться очень долго. Также пух можно собрать, когда он уже слетел с деревьев. Следите за тем, чтобы он был чистый, без мусора и посторонних примесей.
Работая с пухом тополя, необходимо удалять встречающиеся в нём семена.
Окраска ваты и пуха
Чтобы создавать цветные работы, пух и вату можно окрашивать. Для этого лучше использовать анилиновые красители.
В небольшую ёмкость налейте 1/3 стакана горячей воды. Добавьте краситель в пропорции, указанной в инструкции к краске. Положите в готовый раствор столько ваты (перед покраской вату резать не надо), чтобы она была покрыта им полностью. Помешивая палочкой, дайте ей пропитаться раствором. Когда вата приобретёт равномерную окраску, её надо вытащить пинцетом, прижимая к стенкам сосуда, слегка отжать, дать стечь лишней краске, положить окрашенные комочки на газету, сложенную в несколько раз, и хорошо просушить. Для того чтобы вата приобрела необходимые свойства, её надо, как и в случае с неокрашенной ватой, мелко нарезать. Цвета можно смешивать друг с другом, чтобы получить различные оттенки ваты.
Технология выполнения работ
Прежде чем вырезать трафарет и приступить к раскладыванию ваты, надо внимательно рассмотреть выбранную картинку. Например, белый котёнок и белый парус кораблика отличаются друг от друга по фактуре, и это надо учитывать. Так, парус или ножка гриба должны быть белыми, но не пушистыми. Особенно это касается глаз животных. В таких случаях вату берут небольшими кусочками и укладывают при помощи пинцета. Для минимального слоя, чтобы показать серый тон, надо очень плотно вдавливать вату канцелярским ножом в бархатную бумагу, равномерно распределять на фоне, аккуратно «размазывая» пушинки. Старайтесь, чтобы не было комочков, излишки ваты убирайте пинцетом.
Изображения можно создавать двумя способами.
- Выбранную картинку переводим на кальку, которую плотно закрепляем скрепками на бархатной бумаге. Далее по контуру вырезаем из кальки какую-либо деталь изображения канцелярским ножом и, не снимая кальки, начинаем работу с ватой.
- Картинку сразу переводим на бархатную основу с помощью переводной бумаги. Контур рисунка должен быть чётким и хорошо читаемым. Если основа тёмная, то переводную бумагу лучше взять жёлтую. Если у вас нет жёлтой переводной бумаги, то можно перевести рисунок на кальку и затушевать изнаночную сторону кальки мелом. Но при переносе рисунка на бархат, надо это делать очень аккуратно, чтобы не испачкать общий фон.
Очистить бархат от загрязнений можно с помощью ластика или кусочка скотча.
Цыплёнок
Цыплёнка хорошо сделать из цветной ваты, но и из белой он будет смотреться хорошо. В данном случае выбираем тёмно-красный цвет бумаги.
Переводим картинку на кальку и закрепляем её скрепками на основе. Сам цыплёнок будет жёлтым. В первую очередь вырезаем все небольшие части головы (гребешок, глаз, клюв). Гребешок и клюв будут красными. Глаз выкладываем белой ватой по контуру, оставляя место для зрачка. Ставим на зрачок маленькую белую точку. Приступаем к вырезанию трафарета туловища. Цыплёнок пушистый, поэтому для него можно взять ваты побольше. Когда будете работать над скорлупой, которая имеет гладкую поверхность, то надо учесть разницу фактур, особенно если вы делаете всё в белом цвете. Для скорлупы берём очень мало белой ваты и сильно её вдавливаем пальцем. Убрав кальку, «ставим» цыплёнка на плоскость: добавляем несколько горизонтальных штрихов тоненькими цельными волокнами.