Сухое валяние или фильцевание (происходит от немецкого слова filz — войлок и nadel — игла) — очень популярная техника рукоделия, позволяющая даже начинающим мастерам создавать оригинальные предметы декора, фигурки и аксессуары. Начинать освоение техники сухого валяния лучше с самых простых форм, чтобы постепенно переключиться на более сложные и оригинальные композиции и фигурки. Я предлагаю всем начинающим мастерам ознакомиться с азами на примере забавного мухоморчика, который может стать частью небольшой интерьерной композиции.
Материалы для сухого валяния
- белая непряденая шерсть
- красная непряденая шерсть
- иглы для валяния: № 36, 38, 40 (по международной классификации)
- подложка
- чашка, стакан или другая емкость для создания композиции
- материал для декора и заполнения емкости
Мастер-класс по сухому валянию
О том, как правильно выбирать материалы для валяния, а так же о базовых приемах и нюансах валяния, я подробно рассказывала в статье «Секреты и приемы техники сухого валяния», в которой вы сможете найти ответы на многие вопросы, возникающие в процессе работы.
В валянии яркого и совсем не ядовитого мухоморчика нет ничего сложного, однако, базовые навыки на нем отрабатывать весьма удобно. Прежде чем валять любую фигрурку или игрушку, хорошо представьте себе ее внешний вид, а лучше, сделайте примерный набросок в цвете. Эта полезная привычка очень пригодиться, когда дело дойдет до более сложных работ.
Теперь мысленно разделяем фигурку на простые составные части. В данном случае мы будем отдельно валять ножку, шляпку и белые пятнышки на ней. У меня получился мухомор высотой около 8 см, разумеется, вы можете менять размеры по своему вкусу, для этого достаточно взять больше или меньше шерсти.
Памятка: объем шерсти в процессе валяния уменьшается примерно в 3-4 раза, учитывайте это, подготавливая материал для работы.
Для шляпки готовим перышки красной непряденой шерсти. Если вы используете кардочес, сильно перемешивать ее, разрывая прядки в разных направлениях, не придется. Гребную ленту с длинными волокнами придется готовить для работы более тщательно. Шерсть должна представлять собой однородный пух, только в этом случае можно браться за иглу.
Памятка: валять можно только на специальной подложке. Будьте внимательны, чтобы не сломать тонкий кончик иголки и не повредить себе пальцы.
Начинаем работу всегда с самой толстой иглы для валяния, быстрыми и точными движениями, втыкая ее в шерсть, тем самым, переплетая волокна между собой. Постоянно поворачиваем деталь и обрабатывая абсолютно все ее стороны, параллельно формируя пальцами нужную форму. В нашем случае это шарообразная шляпка с выемкой. Постепенно объем шерсти будет уменьшаться и из бесформенного клубка начнет вырисовываться нужная деталь.
Как только форма приобрела очертания, меняем иглу для валяния на более тонкую и продолжаем работу.
Памятка: все детали должны получаться плотными, без пустот. На ощупь они также должны быть весьма твердыми и не деформироваться от нажатия пальцами.
Точно также, как и для шляпки, готовим шерсть для ножки гриба. Важно помнить, что для соединения деталей вместе, на конце ножки следует оставить свободные, не приваленные перья. Ножка имеет более изящную, вытянутую форму, поэтому особое внимание следует уделить тщательной проработке всех торцевых ее частей, о чем часто забывают. Не смотря на ее форму, деталь должна получиться весьма плотно, чтобы не согнуться под тяжестью шляпки (в будущем, когда вы перейдете к валянию других фигурок, работа с мелкими и тонкими деталями очень пригодится при изготовлении разнообразных лапок, ушей и носов).
Когда и ножка и шляпка получили нужную форму и приобрели плотность, приступаем к обработке поверхности. Сделать так называемую шлифовку, выравнивающую поверхность детали, в данном случае удобнее, пока детали еще находятся по-отдельности.
Используя легкие «облачка» шерсти и самую тонкую иглу делаем поверхность детали максимально гладкой и однородной. И только после того, как на ней не осталось бросающихся в глаза углублений и неровностей, можно приступать к соединению деталей между собой.
Берем среднюю по толщине иглу и, используя оставшиеся на ножке свободные волокна, плотно приваливаем ее к выемке в шляпке.
Аккуратно «заправляем» края волокон внутрь, так чтобы ничего не торчало наружу. Разумеется, соединять детали должно очень плотно. Когда этот результат достигнут, делаем пятна на мухоморе из неплотно сваляных шариков белой шерсти. Если вы хотите, чтобы они получились одинакового размера, равные перышки шерсти следует заготавливать заранее. Впрочем, делать их одинаковыми вовсе не обязательно.
Пятнышки на шляпки могут немного выступать, однако тоже должны быть плотно и аккуратно закреплены на своих местах. Используем для этого тонкую или среднюю по толщине иголку.
Когда мухомор приобрел характерную «пятнистось», наш гриб готов. Осталось подобрать для него подходящее оформление. Можно разместить в заготовленной емкости один или несколько грибов, сделать для них из зеленой шерсти подложку, имитирующую мох, или дополнить другими деталями. Получится своеобразный грибной террариум, который можно использовать для декора или преподнести в качестве сувенира.