Как вы думаете, какая гласная нужна в слове «прим_рять»? А в глаголах «посв_тить», «прогл_тить»? Чтобы не ошибиться, обязательно придется перебрать в памяти однокоренные слова. Важно также правильно выбрать из них нужное, иначе ошибки не избежать.
Однокоренными мы называем слова с разным лексическим (смысловым) значением, но с общим для всех корнем. Например: «звук» — «звучит» — «звучание» — «звуковой» — «звучно». Именно корень объединяет их, делая родственными, потому что в нем заключен главный смысл для всех значений. Так что однокоренные и родственные слова – это одно и тоже.
Поговорим подробнее о том как подобрать однокоренные (родственные) слова в русском языке, потому что это умение помогает писать грамотно. Особенно это касается безударных гласных, глухих и непроизносимых согласных в корнях.
Чтобы при подборе родственных слов не путать их с формами одного и того же слова, нужно помнить об основных особенностях словообразования в нашем языке.
Путем изменения окончаний, мы получаем формы одного слова («звук» — «звука» — «звуком»; «звучит» — «звучат»). Смысл при этом не меняется. А при образовании однокоренных слов участвуют новые словообразующие морфемы – суффиксы, приставки.
Они вносят дополнительный смысловой оттенок. Сравните: «звук» и «звуковой». Благодаря суффиксу -ов-, появилось новое значение: речь идет уже не о предмете, а о его признаке. Как видим, чтобы подобрать родственное (однокоренное) слово, недостаточно обращать внимание лишь на совпадение корней.
Кроме того, в русском языке часто встречаются омонимичные корни, то есть такие, которые пишутся одинаково, однако имеют совершенно разные значения. Они не являются однокоренными.
К примеру, слова «носовой» (платок) и «носитель» (языка) – неродственные. Хотя они имеют одинаковый корень, их лексические значения различны.
Желательно чаще заглядывать в словообразовательные словари русского языка (например, под ред. Тихонова А. Н.). Тогда можно заметить, что однокоренные слова собраны вместе и расположены в той же последовательности, в которой были образованы. Они имеют словообразовательные гнезда.
Также следует обратить внимание, что однокоренные лексические единицы могут относиться к разным частям речи. Из них можно составить словообразовательные цепочки, где каждое предыдущее слово является словообразовательным для следующего. Например: белый → белить → выбелить → выбеленный → выбелено.
Если есть затруднения в выборе однокоренных слов, то нужно чаще тренироваться в составлении подобных цепочек (появится и навык быстрого нахождения приставок и суффиксов) и сверяться со словарем.
Для детей этот процесс можно превратить в игру, в которой побеждает тот, кто сможет составить самую длинную цепочку «слов-родственников». Можно начальное слово «пустить по кругу»: переходя от одного играющего к другому, оно должно превращаться в другое (однокоренное), обрастая новыми приставками или суффиксами. Побеждает тот, за кем останется последний пример.
Вернемся к варианту, предложенному в начале статьи. Какой ряд «родственников» можно подобрать к слову «пр_мерять»? В данном случае важен смысл сказанного. В зависимости от контекста, мы подберем один из двух рядов:
примерять — (с общим корнем -мер-) мерить, мерка, примерка, примерочная…
примирять — (с общим корнем – мир-) мирить, помирить, мир, мирный….
Соответственно не ошибемся с выбором нужной буквы в предложенном примере и не сделаем ошибки на письме.
Таким образом, подбирая родственные слова, важно правильно определять главный смысл, заключенный в корне. Примеры:
«Городской» (житель) – проживающий в городе – однокоренные: «город», «городовой», «пригород» и др.
«Питьевая» (вода) – которую можно пить – однокоренные: «пить», «выпить», «пьющий», «питье» и др.
К сложному слову с двумя и более корнями подбираются однокоренные единицы, от которых оно образовано, а также будут родственными и производные от данного слова: «скалолаз» (корень -скал-, соединительная гласная о, корень –лаз-) – однокоренные: «скала» и «лазить», «наскальный», «лазейка», «скалолазка», «скалолазный» и др .
М. Светлана, www.kak-sdelat.su