Как можно превратить мотоблок в минитрактор и какие бывают прицепы для мотоблока? Существуют ли заводские устройства для расширения функционала? В этой статье мы расскажем о переделке двухколёсного пешеходного трактора в полностью самоходное четырёхколёсное ездовое устройство.
В предыдущих обзорах мы рассматривали оборудование, которое делает из простого мотоблока (МБ) производственный агрегат, выполняющий полезную работу. В этой статье мы расскажем про адаптеры (посадочно-рулевые устройства) и прицепное оборудование для МБ, с помощью которых можно будет получить примитивный минитрактор для работ по хозяйству.
Установка двух дополнительных колёс — мера, очень популярная среди фермеров. Сельское хозяйство отнимает много сил, а они у человека ограничены. Модернизация мотоблока даёт его хозяину ряд преимуществ.
Облегчение работы оператора. Не нужно больше водить МБ за ручки, тратя все силы на хождение позади него.
Реализация тягового потенциала. Осевое, стационарное и активаторное навесное оборудование раскрывает примерно половину мощности МБ. Его реальные способности проявляются именно в работе с прицепами и адаптерами.
Расширение функционала. Помимо сугубо транспортных качеств МБ приобретает возможность проявлять себя в новых видах деятельности. Например, осваивать больше посадочного материала и расходовать жидкости для опрыскивания сотнями литров.
Преимущество «своего хода». Не требуется перевозить его к отдалённому месту работы на отдельном транспорте.
Простота управления. МБ не нужно удерживать на весу и направлять всю массу в нужную сторону.
Все перечисленные качества становятся доступными при использовании прицепного оборудования. Оно делится на два основных вида — прицепы (телеги) и адаптеры. Мы рассмотрим их в порядке от простого к сложному.
Прицепы
Конструктивно аналогичны любому известному виду двухколёсных транспортных прицепов. Встречаются устройства с двумя парами колёс, но это скорее экспериментальные модели. Установка дополнительной пары не оправдывает себя — грузоподъёмность прицепа возрастает в 2–2,5 раза, но мощность двигателя остается ограниченной. На заводском прицепе всегда предусмотрено посадочное место для оператора, иногда целая скамья (короб) на полную ширину. Некоторые модели приспособлены для цистерн до 300 л или имеют систему креплений для них.
По функционалу различают бортовые и самосвальные устройства. При желании можно приобрести раму с колёсами отдельно в качестве базы для индивидуальной компоновки. На цену и удобство езды существенно влияет наличие пневматических колёс. Для удобства некоторые производители адаптируют оси под автомобильные колёса распространённых моделей: «Лада», «Таврия», «ИЖ». 90% прицепов снабжены тормозами. Самоходная сцепка может развивать скорость до 30 км/час, при этом расход топлива увеличивается в 1,5–1,7 раза по сравнению с пешеходным вариантом.
Особняком в этой категории стоят приводные прицепы. Они имеют оси с червячным редуктором и карданный вал, соединённый с валом отбора мощности мотоблока. Этот вид оборудования используется только на самых мощных МБ и даёт наибольшую эффективность ездовых свойств. Максимальная грузоподъёмность всего устройства — 350–750 кг при собственной массе от 90 до 200 кг.
Прицепы для мотоблока:
Модель | Производитель | Размер борта, мм | Грузоподъёмность, кг | Колёса | Борт | Цена, руб. |
«БУЛАТ ПМБ-1» | Украина | 1100х1300 | 350 | литые в комплекте | борт | 8000 |
«Мотор Сич АД-2В» | Украина | 1200х1300 | 350 | литые в комплекте | борт | 9500 |
«БУЛАТ ПМБ-1У» | Украина | 1100х1400 | 450 | пневмо не входят в комплект | самосвал | 9800 |
«БУЛАТ ПМБ-2У» | Украина | 1300х1700 | 550 | пневмо не входят в комплект | самосвал | 11200 |
«Мотор Сич ТС-1» | Украина | 1200х1300 | 350 | пневмо в комплекте | самосвал | 11500 |
«Мобил К ТПМ-350-1» | Россия | 1000х1300 | 350 | литые в комплекте | самосвал, оцинковка | 15800 |
PRORAB TT-502 | Китай | 1100х1500 | 380 | литые в комплекте | самосвал | 16000 |
«КАДВИ ПМ-04» | Россия | 1150х1200 | 500 | литые/пневмо опционально | борт | 16400 |
Grillo G55-107 | Италия-Россия | 1250х1400 | 350 | пневмо в комплекте | борт | 25000 |
«Кадви АМПК-500», полный привод | Россия | 1100х1100 | 500 | литые в комплекте | борт | 32000 |
«Беларус МТЗ-750» | Белоруссия | 1200х1650 | 750 | литые в комплекте | борт | 38000 |
Адаптеры для мотоблока (АМБ)
Адаптер — это двухколёсное прицепное устройство, позволяющее выполнять на четырёх колёсах полезную работу (помимо транспортировки), предусмотренную функционалом мотоблока. Поскольку он крепится на месте задней навески, в его задней части предусмотрена подвижная серьга или рамка, которая позволяет не только крепить орудия, но и регулировать их наклон прямо на ходу. Регулировочный механизм (привод серьги) может быть тяговым или рычажным.
Обязательный атрибут АМБ — посадочное место для оператора. Штатные органы управления мотоблоком полностью ручные, что позволяет использовать их в сидячем положении. Дополнительное преимущество это даёт при разработке плотной почвы — вес оператора помогает заглублять плуг.
Человек всегда стремится к лучшему и этот факт не мог не отразиться на рабочих механизмах. Продолжительная работа в поле заставила задуматься об удобстве управления, и мотоблок снова подвергли модернизации на заводах. В результате свет увидели посадочно-рулевые модули (ПРМ). Они делятся на два типа:
- адаптерный
- рамный
Адаптерный ПРМ (АПРМ) представляет собой отдельный прицеп, расположенный на ведомой части сцепки, вместе с креслом оператора. Сцепление КПП мотоблока в основном подводится к педали. Обычно АПРМ оснащён рулевым колесом, тяги которого приведены в район колёс мотоблока, либо в узел сцепки.
Преимущество компоновки АПРМ:
- баланс веса по осям;
- быстрая сборка-разборка конструкции;
- не требуется существенная переделка органов управления.
Недостатки:
- подвижная сцепка — худшая устойчивость;
- неудобная посадка оператор (тяжело при длительной работе).
Адаптерные посадочно-рулевые модули:
Модель | Производитель | Цена, руб. |
«Булат 810» (сиденье с колесом) | БУЛАТ, Украина | 4500 |
Адаптер АПМ-100 (без сцепки) | НЕВА, Россия | 8000 |
Прицепной адаптер БУМ-2 | БУЛАТ, Украина | 8500 |
ПМ-05 | Аврора, Россия | 10000 |
Green Field CN-80 | Green Field, Китай | 10000 |
Прицепной адаптер БУМ-1 | БУЛАТ, Украина | 11000 |
GS 81-101-12 | GS, Китай | 12000 |
Адаптер АПМ-350 без кузова | НЕВА, Россия | 14500 |
Адаптер АПМ-350 с кузовом | НЕВА, Россия | 15850 |
Посадочно-рулевой модуль «Прогресс» | Прогресс, Россия | 34000 |
Рамный ПРМ (РПРМ) представляет собой полноценную прямоугольную раму, снабжённую необходимыми приспособлениями для управлением ходовой частью и КПП. Тяги руля подведены к передней ведомой паре колёс. Двигатель находится либо позади оператора, либо под ним.
Преимущество компоновки РПРМ:
- устойчивость за счёт жёсткой рамы;
- вся масса от МБ и оператора передаётся рабочему органу (плугу);
- более удобная посадка и расположение органов управления.
Недостатки:
- для возврата МБ в исходное состояние потребуется обратная переделка;
- требует существенной адаптации органов управления.
В итоге некоторые производители мотоблоков предложили своим клиентам готовый заводской набор для переоборудования МБ в минитрактор. Он включает в себя следующие приспособления:
- Несущая рама.
- Защитные кожухи (для ремней).
- Крылья.
- Тормозной бачок и цилиндр.
- Рычаги блокировки полуоси.
- Барабан тормоза с опорным диском.
- Рулевая колонка.
- Задняя подъёмная рамка (серьга).
- Комплект для установки почвофрезы.
Набор стандартный и примерно одинаковый у всех производителей. При выборе обратите внимание на конструкцию оси — она должна предусматривать возможность установки автомобильных колёс.
Комплекты для переоборудования мотоблоков:
Модель | Производитель | Цена, руб. |
Garden Scout | Китай | 27000 |
РМ-35 «Полтава» | Украина | 32500 |
XinTai-350/2 | Китай | 35500 |
CROSSER CR-M8 | Китай-Англия | 38000 |
Ассортимент таких изделий растёт не по дням, а по часам. Востребованность их очевидна, поскольку даже самый дешёвый китайский минитрактор обойдётся минимум вдвое дороже, чем мощный (китайский) мотоблок, оборудованный адаптером. Таким образом, перед фермером открывается перспектива иметь в хозяйстве два маленьких трактора по цене одного. Выбор очевиден.