История штрих-кода
Первый штрих-код появился в средине прошлого столетия, благодаря усилиям молодого американского инженера Давида Коллинза, который работал на железной дороге штата Пенсильвания. В его обязанности входили учет и сортировка вагонов, для чего приходилось выяснять номера каждого подходящего состава и отслеживать их дальнейший путь. Дабы избавиться от этой рутины Коллинз придумал такой ход – номер на вагоны наносился специальной светоотражающей краской, когда на них направлялся свет прожектора, то его отражение фиксировалось фотоэлементами, а затем полученная информация расшифровывалось при помощи обычной счетно-вычислительной машины.
Со временем, номера заменили сочетанием разноцветных полос (красных и синих), а еще несколько лет спустя вместо прожекторов стали использовать сфокусированный лазерный луч. Преимущества такой сортировки очень быстро оценили не только на железной дороге, но и в других областях народного хозяйства. Сначала подобным образом стали маркировать товары на крупных складах, а затем началось поистине триумфальное шествие штрих кода по всему миру.
Значение кода, его структура и виды
Не сегодняшний день существует две разновидности штрих кода: европейская и американская. Первый вид состоит из 13-ти цифр, второй – из 12-ти. При этом они полностью совместимы между собой, поэтому рассматривать их по отдельности не имеет смысла, так что предлагаем внимательнее присмотреться к европейскому варианту, так как эта часть света к нам все-таки ближе.
Первые 3 цифры представляют собой код страны, далее следуют 4 цифры, содержащие код производителя, а затем 5 цифр, в которых зашифрована основная информация о товаре. К ней относится: наименование, потребительские свойства, масса, размер, цвет. Цифру, расположенную в самом конце штрих кода, называют контрольной.
Что же касается предназначения штрих кода, то здесь сразу же стоит развеять одно из самых распространенных заблуждений. Получить информацию о качестве товара подобным образом невозможно. Уникальный номер присваивается любому изделию, так что наличие штрих кода может служить лишь признаком подлинности приобретаемого продукта.
Миф о контрольной цифре
Еще одна ошибка, довольно прочно укоренившаяся в сознании некоторых людей, связана с проверочным числом, которое, как уже говорилось, «закрывает» штрих код. Считается, что с его помощью можно определить поддельный или оригинальный товар находится у вас в руках. Действительно, существует некий вычислительный алгоритм, заложенный в совокупности цифр и завязанный на проверочном числе. Нужно сложить все цифры, стоящие на четных позициях, результат умножит на 3, затем суммировать нечетные элементы штрих кода, отбросив контрольную цифру. Сложив два полученных результата, нужно отбросить разряд десятков и вычесть 10. Если в итоге всех этих операций получится число, совпадающее с контрольным, то это говорит о подлинности штрих кода.
На самом же деле, такие сложности предназначены для машины, которая считывает штрих код и суть этой операции совсем в другом. При загрузке, транспортировке и разгрузке товаров часто случаются повреждения упаковки, из-за чего штрих код приходит в негодность. Поэтому прежде, чем приступать к анализу считанной информации, машина должна убедиться в ее пригодности. Для этого и существует контрольная цифра. Быстро проведя все описанные выше вычисления, автоматика приходит к выводу о том, что штрих код цел, не поврежден и им можно пользоваться, либо наоборот.
Заблуждение № 2
Также большой ошибкой потребителей является уверенность в том, что по первым 3 цифрам можно определить страну, где был произведен товар. На самом деле, данная информация позволяет выяснить только место регистрации предприятия. При этом современная организация производства позволяет заводам, расположенным в Китае, использовать торговую марку фирмы, зарегистрированной в Германии. Естественно, штрих код продукции в этом случае будет содержать соответствующую комбинацию цифр, вводя в заблуждение покупателей.
Чем может помочь штрих код?
Чтобы использовать штрих код с умом и не попадать в ловушки ошибочных клише, нужно помнить, что он придумывался не для потребителей. Его главная функция – информирование тех, кто работает с товаром на его пути от места производства до магазина. Поэтому не стоит ломать голову над загадочным сочетанием цифр, проводить бесполезные вычисления и т.д. Лучше ввести товарный номер в специальную форму на сайте гепир.гс1.орг. Через минуту вы получите ответ, занесено ли данное изделие в глобальный реестр GEPIR (Global Electronic Party Information Registry). Также можно поискать товар по российской базе GEPIR. Если же, товар не будет идентифицирован, это может быть свидетельством лишь того, что производитель не подавал заявку на его регистрацию. Почему он принял такое решение? Вариантов может быть множество, один из них – на предприятии производится подделка и руководство, зная об этом, не заботится о внесении своей продукции в реестр, присваивая ей коды, разработанные самостоятельно.
Петр, www.kak-sdelat.su