Если вам хочется выйти на воду на своем судне, но личной яхты пока нет, то предлагаю пока построить, хотя бы лодку. Так вы наберетесь опыта на строительство судна побольше. Пусть вашим первым и недорогим судном будет лодка из фанеры. Думаете, что изготовление лодки из фанеры не возможно? А вот и нет. В руках умельцев и чугунные утюги плавают, а уж фанера тем более не потонет!
Поэтому делайте фанерный корпус без боязни. Для его постройки вам понадобится горсть шурупов, эпоксидный клей, стеклоткань, сосновые рейки, два листа фанеры и инструмент.
Итак, рассмотрим, как самостоятельно построить лодку из фанеры.
Начинают работу над лодкой с постройки стапеля. Для этого нужно заготовить два бруска 50 мм х 100 мм и длиной 2880 мм. Расположите их параллельно друг относительно друга на расстоянии 300 мм и соедините 3-4 поперечными досками. Далее изготавливают поперечный набор из — транцевой доски, мидель-шпангоута и носового шпангоута. Каждый элемент вычерчивают в естественную величину на листе фанеры и, собирают шпангоуты из сосновых досок. Для этого пойдут доски толщиной в 20 мм. При этом отдельные элементы собираем вполдерева, на шурупах и водостойком клее. «Выкройки» фанерной лодки с размерами вам в помощь:
Сборка корпуса. Выставьте шпангоуты на стапеле. Зафиксируйте их шурупами. А впоследствии, убрав шурупы, заделаете отверстия деревянными пробками на клею.
Сделайте пазы под килевой брус и закрепите его к мидель-шпангоуту одним шурупом. Это тоже временная мера. Теперь подгибайте килевой брус и состыкуйте его с транцем и носовым шпангоутом. После завершения подгонки сборочный крепеж убирается и брус ставится на свое место. Для его закрепления используйте шурупы с потайной головкой и эпоксидный клей.
Пришло время сделать пазы в шпангоутах под все остальные элементы продольного набора. Ход операций установки и подгонки реек такой же, как и для килевого бруса. После их вклейки в шпангоуты нужно убедиться, что параллельность внешних граней поперечного и продольного набора не нарушена. Если приложив линейку, вы заметите не полное ее прилегание, то вам придется прострогать рубанком рейки и подчистить их рашпилем.
Начинать обшивать лодку лучше всего с днища. При этом фанерный лист прихватывается струбцинами, очерчивается по контуру карандашом с небольшим припуском. После первоначальной обрезки и подгонки фанерная обшивка закрепляется эпоксидным клеем и стальными оцинкованными или латунными шурупами. После того как клей отвердеет, кромки обшивки обрабатывают рубанком.
Аналогично происходит обшивание бортов. Далее корпус лодки снимают со стапеля и врезают внутренние стрингеры, для усиления верха борта. Очень важно правильно отмерить их длину. Между внутренними и наружными стрингерами нужно вклеить распорки с шагом 300 мм и толщиной в 20 мм. Две распорки, которые будут служить основаниями уключин тоже должны быть усилены.
Стыки между транцем и бортами и между носовым шпангоутом и бортами упрочивают угловыми кницами. Их выпиливают из 8 мм фанеры и закрепляют внакладку клеем и шурупами на корпусе.
Шверцы вырезаются из толстой 18 мм фанеры или выпиливаются из сосновых досок. Их сечение в поперечнике напоминает профиль крыла самолета. С обеих сторон каждого из шверцов и в их верхней части следует наклеить 8 мм фанерные накладки.
Далее приступают к отделке корпуса. Оклейте корпус снаружи стеклотканью на эпоксидном клее, а внутри ею же проклейте все стыки.
Далее шверцы, руль и банки пропитывают горячей олифой и покрывают 3-8 слоями лака. По желанию на лодке можно закрепить лодочный мотор.
На этом наше пошаговое строительство лодки из фанеры закончено…
Александр, www.kak-sdelat.su