Как совместить несколько механизмов в одном? Как при помощи одной машины обеспечивать потребности небольшого хозяйства или приусадебного участка? Как сэкономить начинающему фермеру на механизации труда не в ущерб урожаю? Эти и другие вопросы мы раскроем в нашей статье.
Экономный хозяин всегда стремится комбинировать функции, приобретать технику либо приспосабливать имеющуюся для работы по нескольким направлениям сразу. И здесь лидером по функциональности является мотоблок.
Примечание. В статье рассмотрены основные технические решения компоновки, функционала и устройства мотоблоков. Обращаем внимание на то, что на эти изделия не существует нормативных документов (типа ГОСТ, ТУ, ПДД, Техпаспорт), что оставляет за производителем право варьировать конструкцию на своё усмотрение.
Мотоблок представляет собой двигатель, установленный на колёсную пару, имеющий систему (узлы) распределения мощности на оси и на привод. Управляется он штангами, выведенными к оператору, на которых размещены органы контроля — тяги, ручки с тросиками, тумблеры. Применяется в сельском и коммунальном хозяйстве. Имеет широчайший спектр рабочих операций благодаря ассортименту навесного оборудования. Выполняет все работы, связанные с обработкой земли — уборка, копка, отброс снега, а также всевозможные коммунальные и сельскохозяйственные задачи. Мотоблок, предназначенный только для культивации земли, называется мотокультиватор.
Вопрос. В чём отличие мотоблока от культиватора?
Ответ. Мотокультиватор не имеет распределения мощности — всё усилие от двигателя передаётся на ось. Рабочие органы (орудия) устраиваются прямо на неё, и полезная работа производится во время движения по захватке. Мотоблок во время движения может активировать навесное оборудование с подвижными элементами триммер, помпа, снегоуборщик и т. д.
Как и все механизмы, имеющие силовой агрегат, мотоблоки различаются по мощности. Это непосредственно влияет на размер, арсенал полезных функций и вес всей конструкции. По мощности двигателя выделяют три класса:
- лёгкий
- средний
- тяжёлый
Лёгкий класс (2,5–5 л. с.)
Условная категория, так как в неё входят только мотокультиваторы, в том числе электроприводные.
Особенности устройства
Прямой привод с коленвала на ось через шестерёночный или цепной редуктор. Это обеспечивает максимальный отбор мощности двигателя, что при малом весе всей машины показывает максимальный КПД. В то же время из-за отсутствия промежуточных узлов ударные нагрузки при работе передаются двигателю — это сильнее изнашивает его и сокращает срок службы.
Echo TC-210
Достоинства:
- Малый вес (от 15 кг).
- Складная переносная конструкция.
- Малый расход топлива.
- Низкая цена.
Недостатки:
- Малая мощность.
- Ограниченный срок службы.
- Узкая область применения.
- Ненадёжность (обилие пластиковых деталей).
Область применения — периодическая культивация почвы на глубину не более 10 см на участке до 6 соток. Существует большое количество моделей мотокультиваторов, в том числе и мощных (до 10 л. с.) с расширенным функционалом, но в итоге всё сводится к обработке плодородной почвы и транспортировке грузов (при наличии прицепа).
Модели мотоблоков культиваторов 1,5–3,5 л. с.:
Модель | Двигатель | Ширина, см | Вес, кг | Цена, руб. |
Zirka JY-300, Китай | Электропривод, 300 Вт | 19 | 4,8 | 2000 |
Электротяпка Texas ES300, Дания-Китай | Электропривод, 400 Вт | 15 | 6,4 | 3000 |
Texas El Tex 750, Дания-Китай | Электропривод, 750 Вт | 28 | 8,1 | 4000 |
REIN TIG 4038, Россия-Китай | Loncin LC170, 170сс, 4 л. с. | 40 | 38 | 10 000 |
Stiga SRC 36 G 211360042-13, Швеция-Италия | Stiga RSCT 100, 100сс, 2,5 л. с. | 36 | 27 | 13 000 |
MasterYard МВ 87 L, Китай-Франция | MasterYard OHV87, 87сс, 2,7 л. с. | 36 | 20 | 15 000 |
Partner PFT44-154 9666696-01, США | Briggs&Stratton 500 Series OHV, 158сс, 1,9 л. с. | 44 | 30 | 15500 |
MTD T/205 21A-20MI678, Германия | MTD ThorX 45 OHV, 139сс, 3,5 л. с. | 25 | 34 | 16500 |
Echo TC-210, Япония | Kioritz (2Т), 21,2сс, 1 л. с. | 21 | 9,5 | 17 000 |
Grillo G Z1 Италия | Briggs&Stratton 575EX Series OHV, 250сс, 3 л. с. | 55 | 35 | 17 500 |
Earthquake 26750, США-Китай | Viper 14318, 100сс, 3 л. с. | 53 | 41 | 20 700 |
Caiman MB 33S Supertiller, Франция-Япония | Subaru-Robin EH 035 V OHV, 33,5сс, 1,6 л. с. | 26 | 12 | 23 000 |
Pubert Compact 40B C, Франция-США | Briggs&Stratton 475 Series, 148cc, 3,5 л. с. | 60 | 46 | 20000 |
Caiman Turbo 1000 | Аккумулятор 1000 Вт, 36 В, 12 A | 24 | 32 | 33000 |
Средний класс (3,5–7,5 л. с.)
Самый многочисленный класс. Утилитарность, надёжность и ремонтопригодность «середняков» обеспечивает высокий спрос и разнообразие продукции. Популярность обеспечена большим количеством малых и средних частных хозяйств, которые нуждаются в постоянной механизации труда.
Особенности устройства
Модели разных производителей имеют множество вариаций конструкции. Обязательно наличие раздельного отбора мощности, который также различается по исполнению. Основное отличие ходовой части от лёгкого класса — наличие ременного привода к редуктору. Редуктор может быть также разной конструкции — червячный, шестерёнчатый или цепной. Средний класс имеет более совершенную КПП, иногда даже вариатор.
КАДВИ УГРА НМБ-1Н12
ДВС
Мотоблоки снабжаются стандартными универсальными агрегатами, которые используют во всех видах мобильной автономной техники — вибротрамбовках, мотопомпах, генераторах и даже мотоциклах. Силовой агрегат просто снабжается необходимыми передаточными узлами. Традиционное разделение по топливу — бензиновые и дизельные. Двигатели на бензине имеют малый вес, высокую производительность и невысокую (умеренную) цену. «Дизели» — тяжелее, дороже, но значительно надёжнее и неприхотливее бензиновых, поэтому устанавливаются чаще на «профи» модели.
Отбор мощности
В «полупрофессиональных» моделях он представлен в виде дополнительного ручья (место посадки ремня) на колесе основного вала. В этом случае каждая единица навесного оборудования (НО), требующего активации, снабжается дополнительным натяжителем ремня (ручка с подвижным колесом). Такая конструкция менее надёжна, но до предела упрощает и ускоряет ремонт — замену ремня, колёс, подтяжку можно провести даже в поле.
«Профи» модели имеют надёжный вал отбора мощности, на который подводятся приводы НО. Вал более надёжен (относительно ремня), но при поломке или износе требует профессионального ремонта в мастерской. Чаще такой вал можно встретить на дизельных моделях.
Трансмиссия
Большинство (85%) мотоблоков среднего класса снабжены шестерёнчатой трансмиссией, которая имеет 3–4 передачи вперёд и 1–2 назад. Различие КПП сводится, как правило, к весу и надёжности.
Навесное оборудование (НО)
На заре массового производства, когда каждый производитель старался занять собственную часть рынка, для обслуживания техники (даже инструмента) требовались только родные детали и узлы. Это превращало дорогой продвинутый трактор при поломке в груду железа, стоимостью урожая за три года. Невозможность быстрой замены и отсутствие доступных элементов замедляли работу.
GREEN-FIELD KDT 610L
Механизированное НО создавалось специально для мотоблоков и на сегодняшний день оно стало утилитарным. Это значит, что 80% НО взаимозаменяемо и подходит практически к каждой модели своего класса. К стандартному мотоблоку можно подключить следующие приводные устройства активаторного типа:
- Триммер.
- Снегоотбрасыватель (шнекоротор).
- Сеялки, веялки.
- Помпа (насос).
- Щётка (барабанная).
- Роторная косилка.
Особого внимания заслуживает комбинированное НО. Это многоступенчатые приспособления, которые решают несколько задач за один проход, например, выравнивают, аэрируют, засеивают семена и присыпают их землёй. Для работы с ними подходят только аппараты, снабжённые поворотной штангой (с возможностью нахождения оператора сбоку).
Наряду с активаторным применяют НО, которое условно можно назвать статичным. Это плуг, отвал, копатели, окучиватели. Они представляют собой стальные зубья и пластины, выгнутые особым образом для выполнения конкретных операций, жёстко закреплённые на консоли рамы.
Осевое навесное оборудование
Модели мощностью от 7,5 л. с. в основном имеют колёса в качестве постоянного привода, при этом всю работу выполняет активаторное НО. В менее мощных моделях есть возможность устанавливать на ведущие оси рабочие органы — фрезу, рыхлитель, аэратор. Для увеличения проходимости устанавливают металлические колёса (часто самодельные) с грунтозацепами.
Прицепы
Мотоблоки от 2,5 л. с. имеют консоль, позволяющую присоединять прицеп или телегу. Это превращает двухколёсный полутрактор в полноценное средство передвижения. Их размер (максимальная загрузка) зависит от мощности силового агрегата. Разновидности прицепов представлены широким ассортиментом заводских изделий. Но чаще их приспосабливают самостоятельно, переделывая из автомобильных, или создают конструкцию из подручных материалов. Загрузка «середняка» — до 200 кг (вместе с оператором).
Модели мотоблоков среднего класса 3,5–7,5 л. с.:
Модель | Двигатель | КПП | Отбор | Цена, руб. |
Бензин | ||||
WEIMA WM1050, Китай-Германия | Loncin WM168FB, 168сс, 6,5 л. с. | 2/1 | вал | 20500 |
«ДОБРЫНЯ 7.0», Китай-Россия | SunGarden OHV, 200сс, 7 л. с. | 3/1 | шкив | 19500 |
САЛЮТ-100, Китай-Россия | LIFAN 168F-2B, 196сс, 5,5 л. с. | 4/2 | шкив | 20500 |
PATRIOT GARDEN ONTARIO PRO, Китай-США | Patriot Garden OHV Т7,0/1150 2FB PG 200сс, 7 л. с. | 2/1 | шкив | 21500 |
AGROSTAR AS 1050 С, Китай-Китай | AgroMotor(Lifan) 170 F, 170сс, 7 л. с. | 2/1 | вал | 22000 |
«САЛЮТ 5Л», Россия-Китай | Lifan OHV, 196сс, 6,5 л. с. | 4/2 | шкив | 22000 |
«ФАВОРИТ МБ ЗИД», Китай-Россия | Lifan 170F, 170сс, 6,5 л. с. | 2/1 | шкив | 24500 |
САЛЮТ 5 Р6, Китай-Япония-Россия | Subaru-Robin EX17, 170сс, 6 л. с. | 2/1 | шкив | 27000 |
KIPOR KGT510C, Китай (пром) | Kipor GK205, 200cc, 7 л. с. | 3/1 | шкив | 30000 |
КАДВИ УГРА НМБ-1Н12, Китай-Россия | AgroMotor(Lifan) 170 F, 10сс, 7 л. с. | 3/1 | вал | 31000 |
Дизель | ||||
«КАДВИ МБ-1Д», Россия | ДМ 1, 200сс, 6 л. с. | 2/2 | вал | 32500 |
«Руслан», Китай-Россия | AgroMotor(Lifan) 178FG, 180сс, 7 л. с. | 3/1 | вал | 33500 |
ФАВОРИТ МБ ЗиД 173F | Зид 173F (Lifan), 300сс, 6 л. с. | 4/2 | вал | 33500 |
PATRIOT GARDEN MONTANA DIESEL, Китай-США | Partiot Garden Diesel T 7,6/900 2FB PG, 300сс, 6 л. с. | 2/2 | вал | 40000 |
GREEN-FIELD KDT 610L, Китай | Lifan LT 178 F, 290сс, 6 л. с. | 4/2 | вал | 42000 |
KIPOR KDT610L, Китай | Kipor KM 178 FS, 310сс, 5,5 л. с. | 4/2 | вал | 43000 |
Тяжёлый класс (8–13 л. с.)
Тяжёлый мотоблок (ТМ) — это передняя часть минитрактора с перспективой периодического превращения в полноценный четырёхколёсник. Лучший помощник для большого трактора, но вполне справится в одиночку с участком в 3 гектара. Готов к работе круглый год.
Особенности устройства
Крупные мотоблоки повторяют набор функций среднего класса, но имеют большую продуктивность за счёт большей мощности и веса. У них и захват полосы шире, и колея глубже, и на целине можно не тревожиться «возьмёт или не возьмёт?».
KIPOR KDT910E
Всё оборудование «середняков» перекочевало на тяжёлых собратьев практически без конструктивных изменений. Они имеют крупные колёса (10–25 дюймов), иногда крупнее, чем у минитракторов. В передней части всегда расположена фара. Из-за большой массы «тяжеловесов» снабжают раздельными тормозами — на каждое колесо. Это повышает манёвренность машины во время работы.
В этом классе нет любительских моделей — все аппараты мощные, тяжёлые и дорогие. Ещё одно отличие от прочих — полная ремонтопригодность. Всё в ТМ можно снять, перебрать, провести профилактику и установить на место. В основном используются универсальные стандартные крепежи (без горячей посадки, пластиковой пайки и клёпки), которые можно заменить в случае поломки или утери. Большинство даже самых мелких деталей есть в наличии в магазинах запчастей и часто подходят к моделям разных фирм. Снаружи или внутри машины всегда найдётся место для ящика с инструментом.
ДВС
Около 90% тяжёлых мотоблоков, занятых на сельскохозяйственных работах, приводятся в действие дизельными силовыми агрегатами от 8 до 12 л. с. Их большой моторесурс, неприхотливость и готовность к непрерывной работе давно оценили фермеры и сделали свой выбор. К тому же изрядный вес в этом случае — большой плюс. Это положительно сказывается на качестве земляных работ. Колёса бензиновых моделей приходится утяжелять.
Кентавр 1080 Д
Мощные бензиновые модели занимают достойное место в более «интеллигентных» работах — обслуживание загородных гостиничных комплексов, цветочных и париковых хозяйств. Они теплолюбивы и часто требовательны к качеству топлива.
Трансмиссия
Количество передач — 2–5 вперёд и 1–3 назад. Блокировка дифференциала.
Перспективы ТМ
До половины всех ТМ рано или поздно получают вторую пару колёс и становятся минитракторами. Эта возможность заложена в конструкцию даже у среднего класса в виде консоли для прицепа. В большинстве случаев переделка связана с созданием надёжной сварной рамы, переносом органов управления к креслу оператора, добавлением различных рационализаторских «ноу-хау». Заводом эти внедрения не предусмотрены, поэтому всё делается под ответственность владельца.
Ещё одним направлением ТМ является использование в стационарном положении (без колёс). Так, по окончании сезонных работ в фермерских хозяйствах мотоблок можно приспособить под:
- Измельчитель веток, мульчирователь, дробилку, мельницу.
- Лебёдку.
- Аварийный или основной генератор.
- Колодезный или скважинный насос.
- Деревообрабатывающий станок.
- Вибратор (вибростол) и многое другое.
При определённом навыке (который, несомненно, имеется у опытного фермера) под вал отбора мощности подгоняется всё, чему необходима активация.
Тяжёлые мотоблоки 8–12 л. с.:
Модель | Двигатель | КПП | Цена, руб. |
Дизель | |||
«Кентавр 1080 Д», Китай | Zirka R 180 AN, 400сс, 9 л. с. | 3/1 | 35000 |
«Кентавр МБ1012Е-3», Китай | Zirka R 220 AN, 550сс, 12 л. с. | 4/2 | 42000 |
WEIMA WM1100B, Китай-США | Loncin WM186FB, 230сс, 9 л. с. | 2/1 | 44000 |
PATRIOT GARDEN T DETROIT | Partiot Garden Diesel9,5/1350 2FB DE 200сс, 9,5 л. с. | 2/1 | 50500 |
KIPOR KDT910E, Китай | Kipor KM186FSЕ (Yanmar type), 200сс, 8,6 л. с. | 2/1 | 54000 |
«БЕЛАРУС 07БС», США-Россия | B&S Intek I/C, 250сс, 10 л. с. | 4/2 | 66500 |
Texas Pro Trac 900 DE, Китай-Дания | TG Power LineTD900E, 400сс, 9 л. с. | 4/3 | 100000 |
Бензин | |||
CAIMAN 340, Франция-Япония | Subaru EX 40, 400сс, 13 л. с. | 4/3 | 140000 |
Grillo G107D, Италия | Lombardini 15LD/400, 400сс, 10 л. с. | 4/3 | 185000 |
Grillo G131AE, Италия | Lombardini 3LD/510, 510сс, 13 л. с. | 5/2 | 305000 |
На что обратить внимание при выборе мотоблока? Ввиду огромного предложения, дадим некоторые рекомендации по выбору:
- Толщина металла и крепление деталей. Металл должен быть прочным, чем толще, тем лучше. Крепления узлов выполнены на болты с внутренним шестигранником или шлицем.
- Визуальная надёжность всей машины. Представьте её в работе на поле после дождя. Будут ли поворачиваться рычаги, работать тяги, кнопки, тросы.
- Развесовка. Попросите присоединить НО, с которым предполагается работать больше всего времени. Оцените баланс веса на оси.
- Электростартер. Мощные дизели отечественных брендов имеют ручной стартер — это дело настоящих мужчин. Но в сезон зря тратить силы ни к чему.
- Поворотная штанга. Позволит расширить выбор навесного оборудования до полного ассортимента.
- Разборный редуктор. Самый нагруженный узел мотоблока. Выполняется из чугуна или стали. При поломке заменяются 1–2 детали, а не редуктор целиком, как в неразборных. По надёжности в порядке возрастания: червячный, цепной и шестерёночный.
- Производитель двигателя. Принцип выбора (как и в случае с другими товарами) — качество зависит от страны производителя.
- Ручка управления сцеплением. Принцип «работает, когда прижата» удобен на малой технике, небольших участках и там, где нужна манёвренность и частые перестройки. На больших площадях рука устанет её держать.
- Сервисное обслуживание и запчасти. По возможности приобретайте в авторизованных центрах. Получите у продавца максимум информации.
Уложить все нюансы в одну статью невозможно. Прогресс стирает грани между классами и делает обработку земельных угодий проще и быстрее. Каждый день появляется что-то новое. Однако базовые знания, полученные из этой статьи, позволят вам сориентироваться на рынке малой техники.