В школьной программе среди работ по развитию речи большое внимание уделяется сочинениям по картине. Через восприятие художественного полотна дети учатся выражать свои мысли, чувства и эмоции. Картины великих мастеров не только будят воображение, но и приобщают к высокому миру искусства.
В зависимости от жанра сочинения (сочинение-рассуждение или сочинение-описание) существуют определенные правила его построения и специфика раскрытия темы. Однако на первом плане всегда остается умение проникнуться чувствами, которые вызывает художественное произведение, выразить свое видение картины, разобраться в средствах художественной выразительности. Но выразить свои мысли не так и просто. А потому мой рассказ о том как писать сочинение описание по картине будет весьма кстати.
Как работать над сочинением-описанием по картине?
1. Настройтесь на творческий подход к процессу написания сочинения. Сначала внимательно рассмотрите произведение художника. Пока ничего не описывая, определите (это важно), что изображено на переднем плане картины, что является ее фоном. Обратите внимание на мелкие детали, расположенные по краям картины. Взгляните на полотно общим взглядом, отметьте цветовую гамму произведения (это важный элемент в описании). И еще – как влияет на ваше настроение и восприятие то, что изображено на картине. После этого приступайте к сочинению.
2. Не забывайте, что ваша работа должна содержать три главных части (небольшое вступление, основная часть и выводы). Нередко ученики начинают с рассказа о художнике. Действительно, неплохо бы предварительно узнать о некоторых сведениях из жизни автора картины, возможно, связанных с сюжетом произведения, либо повлиявших на его создание.
Подумайте, как по-особому (не по шаблону) начать сочинение. Возможно, сначала вы захотите упомянуть интересные факты, связанные с жизнью автора или с самой картиной, с сюжетом или историческими лицами, изображенными на ней. Возможен и другой вариант – начать сразу с описания ваших эмоций и настроения, вызванных этим полотном, а затем перейти к более детальному описанию, показав, как художнику удалось передать вам эти чувства.
3. В основной части вы должны суметь не просто описать картину, но и рассказать о главной мысли автора, и какими художественными средствами он ее передал.
Если это пейзаж, опишите, что изобразил художник. Как он назвал свое произведение. Пишите своими словами, стараясь подобрать интересные сравнения, эпитеты, точные и красочные определения. Проводите параллели со стихотворными строками, созвучными настроению данной картины (например, у Есенина, Фета и других поэтов).
Обязательно обратите внимание на различные детали пейзажа (все в картине имеет значение). Например, подумайте над тем, почему на втором плане художник большое место отвел изображению неба или широким просторам. Как они выглядят. Укажите даже на самые малые детали пейзажа. Не стесняйтесь делиться своими мыслями и выводами, которые возникнут у вас в ходе описания. Это придаст вашему сочинению индивидуальность. Сделайте свой вывод, смог ли художник через состояние природы передать свое настроение.
4. Если картина относится к батальной живописи, вам необходимо будет дать краткую информацию об историческом событии, которое отразил художник. В подобных картинах виден сюжет, известна предыстория и последующие события. Здесь важно обратить внимание не только на главных, но и на второстепенных персонажей и окружающие их предметы (помните, что в любой, казалось бы, незначительной детали присутствует авторское отношение к изображаемому).
Вглядитесь в их лица, позы. Опишите, где развиваются события, какими красками пользуется художник и почему. Что таким образом он подчеркивает (к примеру, тревогу или воодушевление, самообладание героев).
Подумайте, что особенного в этой картине, чем она вас заинтересовала и не оставила равнодушным. Это будут ваши личные мысли, которые выделят сочинение, среди других. Рассуждайте, что заставило художника обратиться именно к этому сюжету, что он хотел донести до людей.
5. Описание по картине портрета предполагает умение видеть и замечать множество деталей, оттенков и художественных средств, с помощью которых автор передал свое отношение к изображаемой личности. Поэтому внимательнее приглядитесь к персонажу картины. Что вы видите в его глазах, в выражении лица. Что можете сказать о его настроении (доволен ли жизнью, безмятежен, грозен, уставший и т.д.), какие чувства вызывает у вас эта личность. Возможно, какие-то внешние особенности (морщинки у глаз, живой блеск глаз, волевой подбородок и прочее) указывают на характер героя. Выскажите о нем свое мнение. Какие мысли вы смогли прочесть на лице этого человека.
Опишите детали окружающих его предметов, а также одежды и украшений. Например, отметьте, с какой тщательностью художник вырисовывал складки струящегося шелка, блеск атласа, передал тепло мягкого бархата. Все в картине служит передаче определенного настроения (как героя портрета, так и самого автора) — постарайтесь его уловить и рассказать о нем.
Если перед вами портрет известного исторического деятеля, коснитесь его биографии, используя лишь те факты, которые могут подтвердить сведения о характере этого человека и тех личностных чертах, которые хотел подчеркнуть художник. Не перегружайте свое сочинение ненужной информацией. В заключении обязательно выразите собственное мнение о портрете.
6. Описание по картине должно включать в себя информацию о том, какими приемами пользовался художник для создания своих образов. Следовательно, не забудьте коснуться того, как выполнены детали картины: какие мазки (легкие, осторожные или уверенные, широкие), какие цвета и краски (холодные, теплые, светлые, темные), как использовано пространство (центр, дальний план и передний), и т.д.
М. Светлана, www.kak-sdelat.su